(В главное меню).

 

(Связь с переводчиком - wbadmn@bk.ru или ICQ 221596596)

 

   Предисловие.

 

            Хатха йога. Учителя и серьезно изучающие её, убеждены в её способности увеличивать силу и смелость, улучшать гибкость и координацию движений, а также воспитывать душевный покой и удовлетворенность. А выходя за рамки йоги как превентивной медицины, многие из нас также верят в силу йоги в плане исцеления, в помощи при восстановлении от всего, от болей в пояснице до запястного туннельного синдрома, а также с такими хроническими проблемами, как артриты, рассеянный склероз, а также с инфекцией иммунодефицита человека (ВИЧ).

            Но, не смотря на недавний бум в популяризации йоги, большинство ученых и врачей медлят с введением этой дисциплины. Возможно для многих из них, она кажется всего лишь делом мистическим, псевдо-религией, не имеющей серьезного научного обоснования в современном мире. В медицинской профессии сейчас доминирует почти религиозное почтение к выборочному контролируемому изучению, знанию, приобретенному за тысячелетия прямого наблюдения, самонаблюдения, методу проб и ошибок, что может показаться странным.

            Но, в связи с тем, что запад медленно открылся за последние десятилетия, навстречу востоку, в экспериментальных областях, таких как акупунктура — как части принятой альтернативной медицины в целом — йога также начала заявлять свои права. Однако, такие концепции как прана или  чи, не были тепло приняты учеными. Для того чтобы склонить их в свою сторону, необходимо обеспечить условия для того, чтобы определить пользу этих вещей - исследования. Предпочтительно публикуемые в соответствующих научных журналах. И вам нужно предложить механизмы действия, находящиеся в согласии с наукой, как они это понимают.

            Значительный прорыв был сделан доктором Дином Орнишем, кардиологом из Калифорнии, который перемежал свои студенческие годы с учением Шри Свами Сатчидананды. Его работа, опубликованная в 1990 году в престижном британском медицинском журнале Ланцет, показала, что программа, сочетающая в себе хатха йогу с соответствующей диетой, упражнениями и групповой терапией, на самом деле может обращать вспять закупорку в сердечных артериях — а это до сих пор считается делом невозможным.

            В 1998 году, исследования, проводимые Мариан Гарфинкель из медицинского колледжа Пенсильвании и опубликованные в журнале  Американской Медицинской Ассоциации, обнаружили, что йога Айенгара может эффективно уменьшать симптомы запястного туннельного синдрома, заболевания, носящего почти эпидемический характер в наш компьютерный век. Известно, что исследования Гарфинкель продлились всего восемь недель, но даже этот краткий срок доказали эффективность йоги. Серьезные практики йоги, конечно представляют, что польза от йоги может быть заметна и после первого раза, однако для достижения серьезных результатов, все же необходима многолетняя практика — в течении нескольких десятилетий — не недель. Йога действительно мощное медицинское средство — однако средство медленное.

            Понадобится еще множество исследований для подтверждения пользы йоги в медицинском плане, но эти исследования будут очень медленными. Обнаруживается многолетняя проблема. И в отличие от, скажем фармацевтики, никто не будет субсидировать научные исследования хатха йоги. И, принимая во внимание огромные суммы, необходимые на длительные исследования — которые могли бы дать нам серьезные доказательства эффективности — я полагаю, что мы еще не скоро добудем необходимые неопровержимые доказательства, которые могли бы пошатнуть скептически настроенных ученых. Это представляет собой философский вопрос: когда у вас есть средство, эффективное и безопасное — и когда его побочные эффекты почти целиком положительны — должен ли кто-нибудь ждать доказательств, прежде чем пробовать это средство? Это ценное суждение лежит в основе недавних дебатов относительно многих традиционных целительных методов.

            Хотя, довольно иронично, что в мире альтернативной медицины, йога кажется недооцененной. Два года назад я принимал участие в четырехдневной конференции на тему альтернативной медицины, спонсируемой Гарвардской Медицинской Школой. Широкий круг тем от траволечения до молитв и гомеопатии, были детально рассмотрены. Однако, в дюжинах презентаций, в которых я принимал участие, йога была упомянута всего однажды: на слайде, который сопровождал лекцию о кардиоваскулярной болезни, йога была одним из способов в списке, озаглавленном «Другие техники уменьшения напряжения». Йога несомненно может использоваться как средство уменьшения напряжения, однако сводить её роль только к этому, большой промах.

            И в этой ситуации, очень приятно встретить книгу Дэвида Коултера Анатомия Хатха Йоги. Дэвид комбинирует свой опыт йога со знаниями профессора анатомии и исследователя, сочетающего в своем исследовании, опыт двух главных американских медицинских школ. Он поставил себе амбициозную цель, скомбинировать современные научные представления об анатомии и физиологии с древними практиками хатха йоги.

            Результат получился превосходный, книга объясняет хатха йогу в не мистических, научных терминах и в то же время отдает дань традиции. Это значительный шаг на длинном пути в разъяснении йоги с целью её научного заслуженного признания. Книга интересна сама по себе и полезна как справочник. Анатомия Хатха Йоги, это книга, которую все серьезные практики и учителя захотят иметь на своих полках. Она также будет с благодарностью встречена врачами невропатологами — и даже в большей степени, чем нами, простыми людьми — а также нейрофизиологами и другими профессиональными целителями. Говоря как врач, который уже детально изучил анатомию (хотя и забыл больше чем смогу признаться), а также как изучающий йогу, я с радостью могу сказать, что эта книга подняла мои знания йоги и анатомии на новую высоту — и как приятное дополнение — улучшило мою профессиональную деятельность.

            Однако я представляю, что тем, кому не хватает научных познаний, Анатомия Хатха Йоги может показаться устрашающей. Некоторые главы  используют терминологию и концепции, которые могут быть трудными с первого прочтения. Если вас это пугает, то я советую вам обострить свой ум прочтением древних и иногда трудных текстов йогической традиции. Читайте с открытым сердцем и, если почувствуете себя не способным что-либо понять, попробуйте другую часть или вернитесь к этому материалу на следующий день. Также как и в йоге, упорные изучающие эту книгу, будут вознаграждены все большим и большим пониманием.

 

Тимоти Мак Колл, МД, Бостон, Массачусетс, январь 2001г.

 

 

Предисловие.

 

            Истоки этой книги датируются 24-мя годами тому назад, когда я изучал различные аспекты неврологии, микро анатомии и элементарной анатомии на курсе клеточной биологии и нейроанатомии в университете Миннесоты. В то же самое время я изучал йогу в медитационном центре в Миннеаполисе. В течение этих лет, Свами Рама, основатель Гималайского института, часто давал лекции в Миннесоте, и одно из посланий заключало в себе то, что йога ни гимнастика, ни религия, а наука, и он хотел, чтобы современная биомедицинская наука рассматривала её с такой точки зрения. Одной из его целей пришествия на запад, было продвижение этой мысли, цель, которая отражала бы именно то, что изучалось в институте им основанном — Гималайском Международном Институте Йогической науки и Философии. Идея соединения йоги и современной науки резонансом отозвалась в моей душе и во мне взросло убеждение, что я могу быть частью этого. Вскоре я озвучил свои намерения и Свами предложил мне, чтобы я нанес ему визит, чтобы поговорить о написании книги об анатомии и хатха йоге. И вот так начался этот проект в 1976 году.

             Чередуя несколько фальстартов и почти фатальных ошибок, я совсем не много написал на эту тему между 1976-ым и 1988 годами, но извлек определенную пользу от студенческих вопросов на курсах анатомии и хатха йоги в университете Миннесоты (дополнительные курсы), более обстоятельных курсов анатомии йоги для студентов в Гималайском Институте в конце 1980-ых, анатомических и физиологических курсов в середине 90-ых до наших дней, обучения анатомии студентов Охашиатсу, метод восточной работы над телом. Эти курсы поставили меня перед множеством вопросов от студентов, интересующихся различными аспектами целостной медицины; без них семя, посеянное Свами, никогда бы не созрело.

            И так это случилось, от набросков лета 1976-го года до 1995-го, когда после многих вежливых и не очень, пинков, Свами настоял на том, что время мое вышло и я должен закончить книгу и сделать это  сейчас и не уходить в сторону. Если я попробую сбежать, сказал он, то он будет преследовать меня хоть до края света; а что бы он сделал со мной, когда настиг, лучше промолчать. К счастью он увидел почти полные наброски текста за год до того как наступил ноябрь 1996 года.

 

 

Введение.

 

            Всестороннее описание анатомии и физиологии хатха йоги должно было быть написано многие годы назад. Но это не случилось и моей целью стало устранение этого недостатка. После рассмотрения темы в течение двадцати пяти лет, стало ясно, что такая работа должна охватывать две основные темы: для пользы полноты, необходимо было традиционные представления о позах йоги (асаны) представить в анатомически точной терминологии, а для корреляции с современной медицинской наукой, необходим был объективный анализ того, как позы представлены в основных системах тела. В этом смысле особый акцент в книге определен относительно мускульно-скелетной, нервной, дыхательной и кардиоваскулярной системам — мускульно-скелетной потому что все наши действия выражаются ею, нервной системе, потому что она является посредником для всех функций мускульно-скелетной системы, дыхательной системе, потому что дыхание занимает очень важное место в йоге, а кардиоваскулярной системе, потому что перевернутые позы не могут быть полностью представлены без понимания динамики кровообращения. Самый важный из акцентов практический — проведение экспериментов, изучение наблюдения за телом и в дальнейшем обработка действий и наблюдений.

            Различные обсуждения направлены на дальнейшее преподавание учителям йоги, профессиональным врачам и целителям, и каждому, кому интересно исследование структурных и функциональных аспектов хатха йоги. Данная работа может также послужить в качестве руководства для студентов альтернативной медицины, которым хотелось бы наладить общение с теми, кто посвятил себя более пристальному изучению современной медицины. Именно для помощи каждому в этом плане, я включил лишь материал, главным образом принятый в современном биомедицинской науке, избегая комментариев на не научные концепции, такие как прана, нади и чакры, которые нельзя подвергнуть тестированию современной наукой, и в которых ни одна не имеет очевидных параллелей с тысячелетней биологией.

            Книга начинается с вводного обсуждения некоторых основных положений, которые устанавливают философский тон и предлагают определенные подходы в психическом и физическом роде к  позам. Далее следуют десять глав. Первые три являются фундаментом к остальным семи. Глава 1 представляет собой обобщенные основные положения анатомии и физиологии хатха йоги. Во 2-ой главе рассматривается дыхание, поскольку то, как именно мы дышим в хатха йоге имеет важное значение для совершения движений и выполнения поз. Для развития правильного дыхания в главе 3 даются упражнения на тазовую и абдоминальную область по трем причинам: многие из этих упражнений используют особые техники дыхания, они превосходно подходят для разогрева предшествующего другим позам, и тазовая, а также абдоминальная части представляют собой основание тела. Позы стоя описаны в главе 4, поскольку эти позы также важны для начинающих студентов, и потому что они представляют собой предшествующие позы сгибания назад, вперед и позы скручивания, которые детально описаны в главах 5, 6 и 7. Стойки на голове и на плечах включают в себя краткое введение в кардиоваскулярную функцию и включены в 8 и 9-ой главах. Позы для релаксации и медитации описаны в последней 10-ой главе.

            Будет полезно поэкспериментировать с каждой позой, предпочтительно в описанном порядке. Это логически проведет вас через богатство мускульно-скелетной анатомии, даст академические знания жизни и позволит вам понять телесную архитектуру, а также научит безопасной работе с ней. Если некоторые главы или разделы анатомии и физиологии покажутся отпугивающими, существует простое решение. Переверните страницу. Или переверните несколько страниц. Смело идите к новой главе и новым позам, в которых большую часть обсуждения можно понять в контексте. Однако, держите в голове, что знание сила, и что для того чтобы в дальнейшем обращаться за советами к специалистам в этих областях, необходимо всё же обладать определенными базовыми понятиями и знаниями, поэтому будет желательно если вы все же в будущем  вернетесь в слишком заумные разделы книги и осилите их. А тем, кто обнаружит, что эти разделы не дают ему исчерпывающей информации, могут заглянуть в Науку Гибкости Альтера, а также в другие источники, приведенные в глоссарии, если вам понадобится более детальное описание, нежели представленное здесь

 

 Основные положения.

 

                Последняя половина двадцатого века увидела множество школ хатха йоги, укоренившихся на западе. Некоторые из них основаны на аутентичной устной традиции, прошедшей через множество поколений учителей. Некоторые склоняются к тому, чтобы отвечать современным нуждам и ожиданиям, но также представляют собой древнее искусство, науку и философию йоги. Существует также направление Нового Века, на которое традиционалисты смотрят с подозрением. Посмотрите на этот заголовок, размещенный близ выхода вашего местного книжного магазина: Достигните богатства, молодости и красоты с Хатха Йогой. Сам я таких не видел, однако меня бы это очень удивило, и признаю, что крайне внимательно просмотрел бы эту книжку, прежде чем купить….

                Отвечая огромному разнообразию людей, многие школы хатха йоги основаны на основных базовых позах, в которые вкладывают разные смыслы, а учителя йоги обнаруживают себя перед лицом самых разных учеников, от опытных танцоров и гимнастов, до домашних сиделок, которые боятся лечь на пол в страхе, что не смогут подняться обратно. Это хорошо;  не проблема преодолеть все это многообразие, поскольку для каждого, не важно какого он возраста или степени подготовленности, самым важным в йоге является не гибкость или способность выполнять сложнейшие позы, а осознанность — осознанность тела и дыхания, а для тех, кто читает эту книгу, осознанность анатомических и психологических принципов, которые лежат в основе каждой позы. Из этой осознанности происходит контроль, а из контроля произрастает грация и красота. Даже позы адаптированные к начинающим студентам могут принести  драгоценное самообладание и элегантность.

                Как достичь этих целей уже другой вопрос; и мы часто видим расхождение в том, как позы должны выполняться и преподаваться. Поэтому руководства не должны быть жесткими; их целью должно быть обеспечение общих точек, с которых мы могли бы обсуждать анатомию и физиологию хатха йоги.

 

Фокус и внимание.

 

                Направьте внимание внутрь вашего тела. Вы можете задержать концентрацию на дыхании, на тканях, испытывающих натяжение, на суставах, испытывающих нагрузку, на скорости ваших движений или на взаимодействии между дыханием и растяжением. Вы можете также сконцентрировать внимание на том, как двигаетесь, входя и выходя из позы. Практика с полным вниманием за вашим телом, преимущество йоги, неважно насколько проста поза; практика с рассеянным вниманием выдает новичка, не важно насколько трудна поза. Хатха йога тренирует разум также как и тело, поэтому фокусируйте внимание без ошибок.

 

Осознавайте свое дыхание.

 

                Мы увидим в главах 2 – 7, что дыхание позволяет вам более полно исполнить многие позы и создать здоровое внутреннее напряжение и стабильность торса. Вы можете проверить это, если ляжете ничком на пол и заметите, что подъем в позе кобра становится выше (рис. 2.10) при помощи дыхания. Однако, парадоксально, что выдох скорее нежели чем вдох, позволит вам продвинуться во многих других позах. Вы можете проверить это выполнив сгибание вперед сидя и заметив, что выдох позволяет вам ближе опустить грудь к бедрам (рис.6.13). А также вы можете получить в этом случае две выгоды: диафрагмальное дыхание способствует работе по растяжению тканей, а ваша осознанность этих эффектов, позволяет выполнить необходимые поправки в позе.

                Во время выполнения поз, главным правилом является то, что вы должны всегда обеспечивать себе свободный доступ воздуха, дышать только через нос и при этом гладко, равномерно и спокойно. Никогда не задерживайте дыхание в голосовой щели и не издавайте никаких звуков во время дыхания, за исключением некоторых особых практик, где это требуется или рекомендуется.

 

 

Построение основания.

 

                При выполнении каждой асаны, анализируйте это основание в теле и ключевые точки в мускулах, которые помогают создать это основание: нижние конечности и их разгибающие мускулы в стоячих позах; плечи, шея, позвоночник (позвоночный столб) и мускулы торса в стойке на плечах;  и всю мускульно-скелетную систему, особенно абдоминальные и глубокие задние мускулы в тазовой области. Фокусируйте ваше внимание на соответствующем участке согласно топографической анатомии, как для предотвращения повреждения, так и для улучшения понимания самой позы.

                Затем, существует иной вид основания, более важный, чем тот, что мы привыкли рассматривать с точки зрения топографической анатомии — основание связи тканей по всему телу, особенно те из них, которые связывают мускульно-скелетную систему вместе. Связывающие ткани подобны стальным усиливающим прутам в бетоне; они скрыты, но оказывают существенное влияние на интеграцию в целом. Для укрепления этих тканей в подготовке к более требовательной работе в позах, концентрируйтесь сперва на укреплении соединительных капсул, сухожилий, связок и фасциальных оболочек, окружающих мускулы. Практический метод для достижения этих целей состоит в наращивании силы, и делается это изнутри наружу, начиная с  центральных мускулов торса и затем, двигаясь от него к конечностям. Ломота и боль часто сопровождают ваши попытки чрезмерного растяжения до того как сперва развить силу и мастерство защищать все важные соединения. Если только вы не профессиональный подниматель тяжестей или бодибилдер, растяжка должна стать для вас делом второстепенным. Только с ростом вашей практики вы сможете изменить акценты, чтобы добиваться большей амплитуды движения вокруг соединений.

 

 

Вход и выход из позы.

 

                Будучи в состоянии покоя вы должны входить в позу гладко и даже в какой то мере волшебно, но вы не сможете входить в это состояние, пока не будете знать, как это делается и зачем. Если вы резко переходите из позы в позу, то не сможете насладиться путешествием, а в данном случае путешествие столь же важно, как и пункт назначения. Поэтому входите и выходите из позы медленно и осознанно. Во время движения осознавайте ваше тело с головы до кончиков пальцев ног: руки, запястья, предплечья, локти, руки и плечи; ноги, лодыжки, икры, колени, бедренную часть и сами бедра; а также таз, абдомен, грудь, шея и голова. Достаточно скоро вы разработаете осознанное понимание функционирования вашего тела как целостной единицы и заметите сбои и срывы в вашей практике, которые сможете позднее сгладить. В итоге, с изучением того, как двигаться более грациозно, вы заметите, что конечное положение позы станет более легко выполнимым.

 

Уважайте болевые сигналы.

 

                Вы уделяете внимание или игнорируете сообщения о боли и ломоте? Если у вас боль в спине вы подстраиваете вашу позу таким образом, чтобы минимизировать её или просто терпите? Вы смотрите на ваше тело с уважением или рассматриваете его как некий вызов вам и забываете о наблюдении? Если вы не слушаете сообщения вашего тела, то вы подходящий кандидат на растяжение мышц, воспаления сухожилий, защемление нервов и повреждение межпозвоночных дисков. Во избежание вреда в хатха йоге, вы должны развить себе осознанность и самоуважение.

                Начните вашу программу хатха йоги с намерением избегать боли. Если только вы не имеете за плечами многолетней практики и точно знаете что делаете, тогда занимаясь растяжением преодолевая боль, вы не только рискуете получить повреждение, а также создаете состояние страха и тревоги, а ваша нервная система запомнит это состояние и воспротивится вашим усилиям восстановить позу. Боль это дар; она говорит нам о каких-то проблемах. Лучше анализируйте природу проблемы, вместо того, чтобы бездумно толкать себя вперед. С полным самосознанием и руководством компетентного учителя, вы можете делать другие позы, обманывающие трудные.

 

Культивируйте регулярность, энтузиазм и предусмотрительность.

 

                Старайтесь практиковать одно и то же время и в том же самом месте ежедневно. Такие привычки позволят легче анализировать ежедневные изменения. Утро лучше всего подходит для улучшения здоровья — жесткость в мышцах и суставах утром говорит вам, где следует уделить больше внимания и работы. В более позднее время дня вы теряете эти ощущения, и потенциально повышается риск повреждения. Культивируйте задорный энтузиазм в утреннее время для преодоления жесткости, а осторожность в вечернее время позволит вам избежать повреждений. И что касается любого времени суток, если вы вдруг почувствовали себя непривычно сильным, гибким и резвым, будьте осторожны. В такие моменты очень легко зайти слишком далеко.

 

Несите персональную ответственность.

 

                Изучайте вместе с опытными учителями, но в тоже самое время несите ответственность за ваши собственные решения и действия. Ваш инструктор может быть сильным и энергичным и может понуждать вас следовать его примеру, однако лишь вы сами должны быть окончательным судьей относительно ваших способностей и действий. Поскольку многие позы хатха йоги используют неестественные положения, они могут выявить слабые места в теле, и только на вас лежит решение как их выполнять и выполнять ли вообще. Одним из критериев правильно принятых решений, состоит в том, что вы должны хорошо себя чувствовать не только через час после практики, но и после двадцати четырех часов спустя. В конце концов, уважайте противопоказания для каждой из поз и каждого вида поз; если имеются сомнения, проконсультируйтесь с врачом, имеющим опыт в хатха-йоге.

 

 

Культивируйте терпение.

 

                Учитесь со скоростью черепахи. Культивируйте терпение при регулярном движении вперед, неважно насколько медленно вы прогрессируете. Помните также, что польза хатха йоги лежит за пределами силы и гибкости, и, что если вы рассматриваете её только с этой точки зрения, вы можете быть разочарованы. Для достижения любого рода полезных результатов, вы должны быть терпеливы. Главное заблуждение состоит в том, что может казаться, что вы должны быть способны достичь чего-либо без последовательных усилий. Подобное отношение имеет, к сожалению два побочных эффекта: первое, это отвлекает ваше внимание от правильной работы к тому, что вы сами себе навоображаете; и второе, это делает невозможным изучать и наблюдать то, что происходит в данную минуту. Поэтому, решив практиковать, используйте ваш опыт и наблюдайте за собой каждый момент и забросьте подальше свои ожидания.

 

 

(В главное меню).

Сайт управляется системой uCoz